Петропавловская пустынь п. Рощинский Чаплыгинский район
Есть на земле места, попадая в которые чувствуешь необычайный покой и умиротворение. Даже время здесь, кажется, замедляет свой бег, и жизнь течет неторопливо и размеренно. В трудах и молитвах, размышлениях о сути бытия и созерцании мира, подаренного нам Господом, и проходят дни насельников Петропавловской мужской обители, расположенной в нескольких километрах к северо-востоку от Чаплыгина. Пришли они в монастырь по разным причинам. Кто-то увидел в служении Богу свое предназначение, другие почувствовали желание искупить грехи, камнем лежащие на душе, иные столкнулись с тяжелыми обстоятельствами и решили уединиться, оградить себя от жестокости окружающей жизни. Принимают здесь всех и каждому помогают в исцелении души, а бывает, и телесные недуги врачуют. Послушание дается по силам: нехитрые работы по восстановлению обители, уход за огородом, который позволяет прокормиться монастырской братии, зимой – расчистка снега, летом – приведение в должный вид прилегающей территории. Чистоту и порядок, царящие здесь, несмотря на восстановительные работы, а также красоту и благоухание дивных роз в теплый сезон отмечают множество паломников, стремящихся в пустынь со всех уголков нашей Родины. Ведь Петропавловский монастырь, отмечающий в этом году трехсотлетие со дня основания, по праву считается памятником истории и архитектуры, главной достопримечательностью наших мест.
Как гласит изданная в 1907 году и дошедшая до наших дней книга «Раненбургская Петропавловская пустынь» автора Ивана Корсунского, «судьба Раненбургской Петропавловской пустыни… тесно связана с судьбой самого города, близ которого она стоит. Находится она в двух с половиной верстах от Раненбурга и расположена при реке Московой Рясе, на большой дороге, ведущей из Рязани в Раненбург и Ряжск. Местоположение пустыни очень красиво. С трех сторон она окружена монастырскою дубовою рощею и фруктовыми садами, а с четвертой, западной, и особливо с юго-западной открывается вид на город, окрестные поля, монастырский луг и речку, протекающую близ самого монастыря; вблизи идет и железная дорога в Раненбург.
Основание пустыни относится к началу второго десятилетия XVIII столетия и совершилось в 1712 году по воле тогдашнего владельца города Раненбурга, князя Александра Даниловича Меншикова и по благословению митрополита Рязанского, первого президента Святейшего Синода Стефана Яворского».
Сначала в Петропавловской пустыни была построена деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла «для богомолья о здравии Царского Величества и для поминовения родителей» самого основателя. Чуть позднее, 24 июля 1712 года, князь Меншиков определил приказом число монашествующих и все, относящееся к содержанию монастыря и монахов, к украшению церкви и к церковному служению… «А в той пустыни, - сказано в сем указе, - быть строителю, священникам, диакону и прочим монахам, всего двенадцать человек». Отведено было Петропавловской пустыни «для всяких нужд распашенной земли 10 десятин, да для припашки ковыла за полями, 30 десятин», а также луга и рощи для выхода монахов, рубить которые было не велено.
На первых порах пустынь была ограничена в размерах и жили здесь в скудности, особенно после того, как Меншиков подвергся в 1728 году опале. Первая деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1711 году, примерно в 1798 году была заменена каменною трехпрестольною. В 1789 году к ней была примкнута колокольня с семью колоколами. Позже церковь была разобрана и застроена вновь в самом центре монастыря, где и находится по сей день. Эта церковь была о двух престолах: во имя святых Петра и Павла и Иоанна Богослова и освящена она в 1844 году.
Книга Ивана Корсунского свидетельствует, что эта «двухпрестольная церковь во имя первоверховных апостолов, как главная соборная церковь обители, благолепнее всех церквей последней: она квадратная, о пяти куполах с фронтонами и колоннами со всех сторон, в длину и ширину она по 15 сажень, крыта железом, окрашенным медянкою. Стены и купола храма украшены в 1867 и 1868 годах живописью, все образа в иконостасе переписаны вновь на тех же досках по золотому чеканному фону; главные царские врата переделаны по другому рисунку; все колонны и кресты на боковых царских вратах вновь вызолочены, резьба исправлена и вычищена и самый иконостас перекрашен. В 1892 году храм сей поновлен живописью, стены и купола его перекрашены и вновь расписаны.
Долгое время обитель довольствовалась лишь одним храмом, и только в 1788 году при строителе Онисиме дана была храмозданная грамота на построение церкви во имя святого Иоанна Предтечи». Предтеченская церковь была поначалу деревянная, однако в 1811 году ее заменили каменной. А в 1835 году ее упразднили и заменили новой, каменной же двухпрестольной во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая на восточной стороне монастыря.
«За Предтеченскою, по порядку времени построения, следует каменная однопрестольная церковь во имя Успения Богоматери. Она начата постройкой с благословения Преосвященного Тамбовского Феофила от 24 мая 1799 года, построена и освящена 2 октября 1804 года.
Четвертая церковь обители, также каменная, во имя святого благоверного князя Александра Невскаго, устроена во втором этаже колокольни. В 1805 году Преосвященным Рязанским Амвросием позволено строителю Авраамию на западной стороне монастыря, в уровень с оградою вместо примкнутой к Петропавловской церкви ветхой каменной колокольни выстроить новую каменную же, величественную, в нижнем этаже которой устроить святые ворота, а во втором – церковь святого Александра Невского. Отстроены колокольня и церковь в 1811 году и последняя освящена 7 ноября сего же года».
Что касается других монастырских строений, то они первоначально были деревянными. В описи 1739 года значатся настоятельские келии, братская трапезная, братские келии, житенный амбар, конюшня, рабочая изба и скотная. Сверх того, в 1730 году при городе Раненбурге была построена сборная часовня в пользу монастыря. Все эти здания впоследствии были перестраиваемы, заменялись дорогими, лучшими и обширными. К 1907 году монастырь имел «в окружности 263 сажени и весь был огражден каменною стеною с шестью башнями на ней, из коих в одной, на юго-западной стороне, в 1840 году устроена часовня с приличным иконостасом, а в 1850 году и келия для служащих в часовне; на той же стороне в стене устроена книжная лавка». Внутри ограды располагались четыре каменных корпуса. Строения вне монастыря несколько раз переделывались и меняли свое месторасположение. К началу прошлого века близ пустыни располагались два гостиных дома со дворами, деревянный флигель, где жили ученики церковно-приходской школы, овин и рига с молотильною и веяльною машинами, скотный двор и при нем каменная изба, деревянные избы, братская баня.
В монастыре было крепкое хозяйство: лошади, коровы, овцы, птица. Кроме того, ежегодно выделялись семена хлеба для посева на монастырских полях, а также денежные средства на содержание. Монахи к тому же занимались рыбной ловлей, собирали урожай в садах, владели двумя мельницами. Со времени учреждения Петропавловской пустыни в наших местах стало гораздо больше грамотного населения. Как пишет Иван Корсунский, «поучаясь сами в книгах Божественных Священнаго Писания и духовного содержания в свободное от благочестивых упражнений, участия в Богослужениях и молитв келейных время, иноки поучали, когда то было нужно и можно, и других, прибегавших к ним за поучением. В пустыни была открыта церковно-приходская школа. Хотя эта школа предназначаема была преимущественно для детей-сирот духовного звания, пользующихся и содержанием от обители, однако в нее, по правилам учреждения ея, могут поступать и дети из других званий в качестве приходящих. Но на первых же порах существования в нее и на обительское содержание, по снисхождению и в видах милосердия, стали быть принимаемы, кроме духовных, и бедные дети-сироты из лиц других сословий, так что просветительская цель школы соединилась с благотворительною. Дороже всего – близость школы к обители иноческого жития, где мальчики с детства могут и будут воспринимать только хорошее: кроме постоянно совершаемых в обители богослужений, они видят здесь высокие примеры подвижнической жизни, выслушивают от отцов обители благие советы и наставления и доверчивыми детскими сердцами усваивают то, что видят и слышат от людей уже испытанных в духовно-нравственной жизни. Все это легко и сильно запечатляется на их мягком, как воск, сердце, и они впоследствии, сделавшись сами отцами семейств, внесут в семейную жизнь те же семена веры и благочестия, которые восприняли в обители и которыя в них послужат опорою, через жизнь семейную, и для церковно-государственной жизни, поскольку государство есть великое семейство, имеющее отцом Государя, а матерью – Церковь»…
Поступали в пустынь иноки не только за тем, «чтобы найти в ней покой от сует и забот мирских, а и за тем, чтобы потрудиться, подвизаться в ней Господа ради и ради спасения своей души». Монастырская жизнь была достаточно строга, полна благочестия и духовного просветления. В частности, неукоснительно соблюдались следующие правила общежития.
«1) В церкви Божией совершать богослужение во всей точности по церковному уставу. 2) По отпетии вечерни, начать повечерие по обычаю и среди онаго, прекратив повечерие, не выходя из церкви, выслушивать всем братиям начавшееся правило, именно: канон Господу Иисусу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, с акафистом; что и продолжать в чтении; по всяком стихе делать запевы по клиросам, в сходственность общежительнаго Санаксарскаго монастыря, и потом кончить тремя молитвами обычными. 3) После вечерни ужинать как строителю, равно и всем братиям в трапезе, с безмолвием и со чтением при оной житий святых. 4) После вечерней трапезы собираться всем братиям в церковь и дослушивать молитвы: Нескверная и Неблазная..., помянник и на сон грядущим молитвы; после чего делается отпуст. 5) К заутрени производить звон в 3 часа пополунощи, которую петь не спешно, с чтениями и запевами на канон песней, по положению пустынному. По окончании утрени, равно вечерни, в постные дни петь литии, потом с безмолвием расходиться по келиям. 6) Обедню начинать, во внимание ко послушаниям, в 8 часов, которую петь с толковым пением по положению пустынному, не спешно; на проскомидии же всячески тщятися вычитывать о здравии и о упокоении реестры и синодики, по заведению пустынному. 7) По окончании обедни все братия идут в трапезу с несением просфоры, нарицаемой Панагией, и пением положенного псалма. По раздачи частей просфоры и испрошений благословения настоятеля на чтение жития дневного святого, по звонку подается братиям кушанье с Иисусовою молитвою; по окончании обеда читается благодарная молитва, в соответственность Санаксарскаго монастыря. 8)Хмельного напитка отнюдь не держать как в трапезе, так и в келиях, кроме житнаго кваса. 9) Гостиницу иметь непременно вне монастыря, в которую принимать странных богомольцев с ласковостию — строителю с старшими братиями и учреждать для них монастырскую пищу. 10) Наблюдать строителю всячески, дабы богомольцы не завели хмельного пития в гостинице. 11) Всячески стараться пресекать вхождение в кельи женского пола. 12) В монастыре все иметь общее и ничего не называть своим; также братиям ничего не иметь, кроме одежды и пояса. 13) Братии за должное поставить находиться в послушании, что от отца приказано будет».
Порядок жизни привлекал в Петропавловскую пустынь множество любителей и почитателей иноческого жития, как из иноков, так и мирян, и большое количество богомольцев. Особенно же много богомольцев стало стремиться в обитель и особенно крепко упорядоченным и обеспеченным стало благосостояние самой обители с тех пор, как она получила в обладание самую дорогую святыню – Тихвинскую икону Богоматери. Существует предание, что Царице Небесной угодно было не только то, чтобы эта святыня нашла свое место в пустыни, но и то, чтобы эта обитель была и местом проявления ее благодатной силы…
Так бы и стоять монастырским стенам веки вечные, давая приют и покой мятежным людским душам и сея в них доброе и вечное. Но грянула октябрьская революция, а затем наступили смутные времена, когда вера была предана гонениям, а «духовные лечебницы» - монастыри и церкви - пытались стереть с лица земли. Не миновала эта жестокая участь и Петропавловскую обитель. Примерно в 1927-1928 годах она была закрыта и насельники изгнаны из монастыря. Низвергнуты были купола церквей, а колокола переплавлены в металл. Разграбили святыни, образа и иконы пустили под топор и предали огню. Так легко оказалось разрушить то, что веками создавали предки. Но как ни старались атеисты, не смогли искоренить в душах людей веру. Она пережила те лихие десятилетия, она же помогает, дает силы истинным христианам и сейчас, когда возрождаются из небытия на нашей земле монастыри и храмы. Восстановление Петропавловской пустыни началось в 2002 году. Именно тогда настоятелем сюда был назначен игумен Тихон. Сейчас, по прошествии десятилетия, он вспоминает, что несмотря на разруху и запустение, представшие перед его глазами, все же чувствовался в обители особый дух, какая-то благодать, веками намоленная предками.
- Потихоньку, с Божией помощью, взялся за дело, - рассказывает отец Тихон. – Первым делом, конечно, нужно было обустроить место для Богослужений. Так как все четыре церкви были основательно разрушены, для этого приспособили бывший больничный корпус, единственное строение, у которого были стены и крыша.
Сейчас этот небольшой, но очень уютный дом, где идут службы, не узнать. Полностью отделанный снаружи и внутри, он потихоньку пополняется иконами. Их везут в дар обители из разных мест: с Украины, городов России, из соседних монастырей. И на службы, особенно в дни великих праздников, собирается здесь много верующих: местные жители близлежащего поселка, чаплыгинцы, гости из Рязанской, Тамбовской, других областей.
Среди них есть жертвователи и на их средства уже восстановлена часть монастырской ограды с западной и северной стороны, юго-западная, северо-восточная и северная угловые башни, двухэтажный гостиничный корпус. Кроме того, построена просвирня, гаражи для монастырской техники, оборудована пилорама, столярный цех, вот-вот вступит в строй кузнечный: в планах настоятеля наладить обительскую жизнь как встарь, чтобы полностью обеспечивать всем необходимым монастырскую братию. Продолжается благоустройство святого источника близ пустыни, здесь открыта недавно монастырская лавка, чтобы приезжающие за святой водой могли купить необходимые иконы, другие церковные принадлежности.
Но сделать предстоит еще очень и очень многое. В советские времена на территории монастыря располагался машинный двор - и урон храмам и другим строениям нанесен существенный. Наполовину расколота молнией Успенская церковь, в которой ранее был сельский клуб. Когда случилось это, клуб попытались восстановить, стали разбирать обломки и обнаружили останки преосвященнейшего Василия, епископа Тамбовского, находившегося в монастыре на покое. На святых мощах, как выяснилось, пели и плясали, вот и не выдержал Господь такого надругательства и разверзлись небеса грозовыми раскатами. Клуб перенесли в другое место – после такой находки даже самые отъявленные атеисты посчитали удар молнии знаком Божиим… А половинка Успенского храма так и осталась стоять, служа немым укором.
- Да простит Господь всех, кто рушил святыни, ибо не ведали, что творили, - говорит отец Тихон. – И очень хорошо, что сейчас общество повернулось лицом к вере. Это значит, что возрождается Россия. У предков был страх Божий, страх совершить грех. Русь в прежние века называлась «святая», в годы, когда Отечеству угрожала опасность, вера сплачивала людей. Помолясь, шли вместе в бой, оборонялись от врагов, да и все остальные дела предваряла молитва. Сейчас же вокруг очень много зла и жестокости, души черствеют. И чтобы исцелить их, нужно возрождать монастыри и храмы, ибо они есть духовные лечебницы.
…В июле Петропавловская пустынь отметит трехсотлетие со дня основания. Игумену Тихону и служащему здесь вместе с ним иеромонаху Ефрему хотелось бы, чтобы событие не осталось без внимания. Служба в этот день здесь будет особенно торжественная и наверняка в обители соберется множество верующих, чтобы еще раз помолиться всем вместе там, где сотни лет назад обращались к Господу предки. Слова благодарности от прихожан будут звучать и в адрес того, кто не жалея сил – физических и душевных – служит не только благому делу возрождения порушенной святыни, но и другому, еще более важному – врачеванию душ людских. А отец Тихон наверняка лишь улыбнется и ответит: «На все воля Божия».
Ирина Соловьева.
Родился 13 ноября 1958 г. в городе Харьков.
2000 г. архимандритом Севастианом (Щербаковым) пострижен в монашество в Свято-Покровском монастыре г. Харькова.
1 июнь 2000 г. епископом Изюмским, викарием Харьковской епархии Онуфрием (Легким) рукоположен в сан иеродиакона в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.
3 июня 2000 г. епископом Изюмским, викарием Харьковской епархии Онуфрием (Легким) рукоположен в сан иеромонаха в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.
В октябре 2002 г. митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием назначен наместником Петропавловской пустыни п. Рощинский Чаплыгинского района.
В 1997-2001 гг. учился в Харьковской духовной семинарии.
Ко дню Святой Пасхи 2009 г. возведен в сан игумена.
29 июня - день тезоименитства.
иерей Сергей Александрович Плюхин
Родился 14 августа 1984 г.
28 июня 2015 г. епсикопом Елецким и Лебедянским Максимом рукоположен в сан диакона в Воскресенском соборе г. Ельца и назначен диаконом Троицкого собора, г. Чаплыгина.
26 октября 2015 г. епископом Елецким и Лебедянским Максимом рукоположен в сан иерея в Воскресенском соборе г. Ельца и назначен на должность эконома Петропавловской пустыни п. Рощинский Чаплыгинского района.
8 октября - день тезоименитства.
Образование:
Чаплыгинский аграрный колледж.
Назад к списку