Троицкий собор - Паломническая поездка в Абхазию
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Православие.Ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Официальный сайт Елецкой и Лебедянской епархии / el-eparhy.ru
аборт, мини аборт, контрацепция,
GISMETEO: Погода по г.Чаплыгин

Паломническая поездка в Абхазию

25 Сентябрь 2012

 

Паломники из г. Чаплыгина на этот раз отправились в дальнее и продолжительное путешествие. Целью поездки стала Абхазия. Отправились мы туда на поезде, который доставил нашу группу в столицу Абхазского государства – Сухум. Сам город, да и вся страна, которую мы наблюдали из окон вагона, говорили о той войне, которая закончилась почти два десятка лет назад. Обстрелянные, разрушенные и опустевшие жилые дома, многоэтажки и хозяйственные постройки безмолвно виднелись на фоне величественных гор. В противоположных окнах мы видели манящее море. Два дома, в которых мы разместились, располагались неподалеку от побережья, которое в этих местах необычайно чистое и красивое.

 

 

Утром следующего дня мы отправились в монастырь, который носит название Новый Афон. Монастырь был основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона со святой горы Афон. Главный храм монастырского комплекса, расположенного на 75 метровой высоте над уровнем моря - Пантелеймоновский собор, построенный в ново-византийском стиле в 1888-1900 годах. На сегодняшний день это самый крупный собор Абхазии.

Новый Афон был построен у древнего храма (который на данный момент закрыт на реконструкцию) одного из 12 апостолов - Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Он первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Поднимаясь в пещеру, мы узрели камень, на котором св. Симон проповедовал Христа, а чуть дальше находится лобное место, где апостол принял мученическую кончину. В пещерной келье мы прочли канон св. Симону Кананиту.

 

 

После обеда нас ожидал подъем на высокую Иверскую гору, высота которой составляет 344 метра над уровнем моря. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, остатки хорошо укрепленного городища Анакопия VI веке н.э.. Крепость стояла на самой вершине горы. Есть храм зального типа, построенный, вероятно, в VI-VII веках.

 

Храм издавна знаменит тем, что в нем на протяжении многих веков, начиная с VII века, хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно как и когда попавший на вершину горы. Средневековые рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом. Новоафонскими иноками в 1913 г. была построена ныне разрушенная часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная со Свято - Пантелеимонова монастыря - Старый Афон, Греция. В честь иконы гора названа Иверской. Дорога в гору занимает около часа и для более легкого восхождения устроена серпантином с 12-ю коленами. По благочестивой традиции на каждом из колен читается кондак и икос из акафиста Божией Матери. Наше восхождение завершилось на башне Анакопийской крепости общим пением «Взбранной Воеводе Победительная».

Каманы – село находящееся неподалеку от Сухума и стертое с лица земли во время Грузино-Абхазского конфликта. Христианская история связывает его с именами двух великих святых. Здесь в 407 году, на пути из Кукуза в конечный пункт ссылки – Питиунт (ныне Пицунда), окончил свои дни Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца, и в дождь  и в зной, совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель отошел ко Господу.

 

А в IХ веке состоялось третье обретение главы его небесного покровителя – Иоанна Претечи. После второго обретения честная глава была перенесена в Константинополь, а во время иконоборческой ереси привезена в Каманы и скрыта там, в земных недрах до времени царствования св. Феодоры (ок. 867). После восстановления Православия святителю Игнатию, патриарху  Константинопольскому, было открыто в видении место, где скрыта святыня. Честная глава Предтечи была в третий раз обретена в указанном месте около 850 г. Сейчас к месту обретения главы великого пророка и крестителя Господня Иоанна ведет металлическая лестница, сваренная из арматуры и насчитывающая около 700 ступеней.

В Каманах расположился монастырь начала ХХ века. Эта обитель принадлежала Православной Церкви в России, именовалась она Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь. Когда-то здесь проживали более ста насельниц, на средства обители содержались больница и школа для абхазских девочек-сирот. В 2001 году, после долгого перерыва, монашеская жизнь возобновилась, теперь это мужской монастырь Иоанна Златоуста с немногочисленными насельниками. Главная монастырская святыня – каменная гробница великого святителя, в которой его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь.

Крутая горная тропа ведет к храму IV века св. Василиска Каманского. До нашего времени дошли только фрагменты стен этой древней базилики. Но недавно рядом с тем местом появилась миниатюрная церковь. Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона. Он был отправлен в Каманы, где содержался в темнице и готовился к предстоящему мученическому подвигу. Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Святому Василиску отсекли голову, а тело его бросили в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли.

Отдохнув день на море, мы поехали в Илор – селение неподалеку от границы с Грузией. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменит местный храм во имя св. Георгия Победоносца тем, что был построен в XI веке на месте, где по благочестивому преданию стоял шатер св. Георгия. В храме уникальный каменный престол, около 12 – ти обильно мироточивших икон, а образ Пресвятой Богородицы в иконостасе кровоточит. Кровь исходит из руки Божией Матери. Поклонились и св. мученику Евстафию Апсилийскому. Он стал первым абхазом, святость которого была признана всей Христианской Церковью. В храме нами был прочитан акафист великомученику Георгию Победоносцу. Испив прохладной воды из святого колодца, паломники устремились в обратный путь.

В субботний вечер и воскресное утро Чаплыгинцы молились за всенощным бдением и Божественной литургией в Благовещенском Кафедральном соборе г. Сухум.

В один из последних дней нашего пребывания в Абхазии мы посетили Гагры и Пицунду. В Гаграх мы помолились в храме Ипатия Гагрского. Определить время жизни этого абхазского святого, подвизавшегося в Гаграх, представляется практически невозможным. Судя по тому, что имя этого святого связано с Гагринским храмом, можно допустить, что этот храм был построен на месте погребения св. Ипатия, или же, скорее всего, перестроен в его честь. Видимо, мощи св. Ипатия также покоились в этом храме.

В Пицунде мы встретились с православной писательницей Натальей Сухининой, которая вот уже много лет подряд проводит теплое время года в своем доме на побережье. Гостеприимно приняв нас всех, Наталья Евгеньевна рассказывает о традициях Абхазии, показывает домовой храм и угощает спелым арбузом с собственной бахчи. Сердечно поблагодарив Наталью за теплый прием, мы оказываемся на песчаном пляже Пицунды, и конечно же не можем упустить возможность отдохнуть в этом прекрасном месте. В Сухум возвращаемся уже затемно.

В последний день с некоторой грустью собираем чемоданы и покидаем страну души. Эта прекрасная земля по-абхазски называется Апсны, что в переводе как раз таки означает – страна души.




назад к списку новостей