Троицкий собор - Алкоголизация России
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Православие.Ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Официальный сайт Елецкой и Лебедянской епархии / el-eparhy.ru
аборт, мини аборт, контрацепция,
GISMETEO: Погода по г.Чаплыгин

Алкоголизация России

 

В наши дни алкоголизация России приняла угрожающие масштабы. Как будет развиваться и чем закончится этот процесс? К сожалению, полной информацией об алкогольной ситуации в стране не владеет никто. По оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения составляет 15 л. в год. Всемирная организация здравоохранения давно определила, что уровень среднедушевого потребления алкоголя свыше 8 л в год ведет к необратимым социально-экономическим (прежде всего людским) потерям*. Высокий уровень преступности, низкое качество выпускаемой продукции, экономические потери, разрушенные семьи, безнадзорные дети, переполненные дома престарелых и дома малюток — следствия все той же проблемы. В последнее время на 100 браков приходится от 60 до 80 разводов. При этом, согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания — самые распространенные из причин разводов, оставления детей и лишения материнских прав.

Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет снизился с 16 до 13 лет. В России 80% несовершеннолетних постоянно употребляют алкоголь, а 33% юношей и 20% девушек делают это ежедневно.

Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По оценкам специалистов, около 1 млн человек в год умирают от причин, связанных с употреблением алкоголя и табака (отравления, сердечно сосудистые и другие заболевания, убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.). В условиях демографического кризиса, который сейчас переживает страна, важно еще раз подчеркнуть, что основной причиной сокращения численности населения России является алкоголизация общества. 

В дореволюционных изданиях начала XX века встречаются слова о том, какая ужасная алкогольная ситуация сложилась на тот момент в обществе. И это говорилось тогда, когда в России уровень потребления алкоголя на душу населения был одним из самых низких в мире. В 1905 году он составлял 3,13 л на душу населения в год (для сравнения: во Франции тогда он был 23,32 л, в Германии — 10,06 л, в Великобритании — 8,83 л, в США — 6,56 л). В России в 1914-1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции – 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза. Сложилась даже прямо противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, общество считает его ненормальным. Трезвость как нравственная ценность в обществе находится в пренебрежении и осуждается.

В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.

В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.

В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.

Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.

Алкогольная зависимость приводит к деградации личности, калечит душу человека. С духовной точки зрения, алкоголизм — страсть, которая лишает человека не только жизни временной, но и вечной. В Священном Писании говорится: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, … ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10). Страсть — это духовная сила, порабощающая личность, искажающая ее естественную природу. Поэтому главный вектор в приложении усилий для оказания помощи страждущему человеку в борьбе со страстью винопития должен быть направлен на достижение им трезвости. Трезвость — это естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность в употреблении пищи и пития, непрестанную бдительность над собой, в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел.

  

Для достижения трезвости человеку необходима глубокая внутренняя работа над собой, направленная на формирование трезвенных убеждений. Трезвенные убеждения — это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующая у человека осознанную потребность жизни в трезвости. Формирование этой потребности возможно педагогическими средствами в системе традиционного религиозного сознания, ориентированной на достижение личностью духовно-нравственных жизнеутверждающих смыслов и ценностей.

Одна из главных причин пьянства — потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов»*. Если главная причина пьянства духовно-нравственная, следовательно, и решаться задача отрезвления общества должна духовно-нравственными средствами.

В истории России имеется богатый позитивный опыт утверждения трезвости и трезвенного просвещения в масштабах всего государства. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. В царской России в 1917 г. действовало более 3000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенную работу. Благодаря этой просветительской деятельности большинство населения поддерживало идеологию трезвости и всячески содействовало ее утверждению.

В наше время идет процесс возрождения православных трезвенных традиций. При приходах создаются общества трезвости и трезвения (сейчас таковых в России около 50), возобновилась практика принесения обетов трезвости. Расширение этой деятельности могло бы реально содействовать отрезвлению и оздоровлению нашего народа.

 

Председатель Всеросийского Иоанно-Предтеченского

православного братства «Трезвение» священник Игорь Бачинин


Назад к списку