Таинство Покаяния
"Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!"
"Покаяние" - это славянский перевод греческого слова " μετ?νοια ", (метанойя) буквально означающего "перемена ума", "перемена образа мыслей". Покаяние - не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех.
Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного — и духовно плодоносит. Однажды, когда старец Паисий Святогорец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, к нему пришел один посетитель и спросил: "Что ты делаешь, учитель?" — "Что я делаю? — сказал он. — Да вот, исповедую свой огород". — "Да как же, учитель, — опешил он. — Неужто огород тоже нуждается в исповеди?" — "Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!".
Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит? Конечно, личное покаяние до исповеди, приводящее нас к осознанию греха, необходимо. Но окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается во время таинства покаяния непременно при посредничестве иерея.
Из последования о исповедании: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами: аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».
Священник выслушивает кающегося, дает советы, при необходимости накладывает епитимьи (церковное наказание), но прощает грехи не священник, а Бог. Священник сам об этом говорит в молитве, которая читается перед Таинством: «Аз же точию свидетель есмь…».
Знаком того, что в основу Таинства Покаяния положено Евангелие Господа нашего Иисуса Христа и что мы имеем возможность получить прощение, добытое Крестной Смертью Христа, перед кающимся лежит Св. Евангелие и Крест Господень.
Заканчивается исповедь тем, что священник покрывает голову кающегося епитрахилью и произносит молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Произнося слова молитвы, священник осеняет голову покаявшегося крестным знамением. После этого покаявшийся целует Крест и Евангелие.
Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
Назад к списку