Таинство Крещения
Таинство Крещения заповедано Самим Христом: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение ("оглашение"), без которого вера не будет сознательной, погружение в воду (греч. baptismos буквально означает "погружение") и формулу "во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Таинство Крещения является дверью в Церковь, как в Царство благодати - с него начинается христианская жизнь. Крещение - грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела.
Господь говорил о важности Крещения: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3, 5-7). Сам Спаситель освятил Крещение, приняв его от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских.
Таинство Крещения совершается однажды в жизни. В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов.
В чине Крещения содержатся молитвы оглашения и изгнания диавола, после которых происходит торжественное отречение крещаемого (или восприемника) от диавола и исповедание веры во Христа. Затем следует освящение воды, помазание елеем и само троекратное погружение с произнесением слов "Крещается раб Божий (раба Божия)... во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Непосредственно за погружением в воду следует таинство Миропомазания, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением "Елицы во Христа крестистеся". Чин Крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковлением. Сразу же после Крещения или в ближайшие дни новокрещеный вне зависимости от возраста приступает к причащению Святых Тайн.
В Православной Церкви принимающим крещение принято давать имена, внесенные в Православные Святцы. Если имя, которым ребенок назван при рождении, отсутствует в Православном месяцеслове, то это еще не значит, что нужно менять имя при крещении. Возможно, следует подыскать церковнославянское соответствие. Например: Анжела - Ангелина, Жанна - Иоанна, Оксана - Ксения, Аксинья - Ксения, Полина - Аполлинария, Егор - Георгий, Денис - Дионисий, и т. д. В случае, когда не удается установить соответствия, священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
Младенцев принято крестить на 40-й день. Что же касается веры как главного условия действенности таинства ("кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет" - Мк. 16:16), то в случае Крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники (крестные мать и отец), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным. Младенец, принимающий таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. "Я верую, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - что крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они - овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола". Однако младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.
Восприемниками не могут быть родители собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей. Между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство) существует духовное родство. Согласно канонам при крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции. Восприемники должны быть крещены и носить нательный крестик.
В 40-й день также читаются так называемые очистительные молитвы матери. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время послеродового очищения роженицу снова ввести в храм. Потому и совершается этот обряд в самом храме. Только после этого обряда женщина снова может участвовать в церковных таинствах. В случае тяжелой болезни она может делать это и до истечения сорока дней.
Однако Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновления всей жизни, духовного перерождения, решительный отказ от дел "ветхого человека", то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.
Таинство крещения в нашем храме совершается каждый день, кроме понедельника, в 9 часов утра (просьба не опаздывать). С собой нужно принести два полотенца.
Назад к списку